Alex Moma (alex_moma) wrote,
Alex Moma
alex_moma

Ассамблея. Пост 1-й.

Итак, на этой неделе обещал написать подробнее (и субъективно! кто хочет объектива - скоро выйдет сборник докладов) об Ассамблее Российского ОТО, что была в выходные. Точнее, о конференции (второй по счету, а де-факто - третьей) "Инициатические организации, эзотеризм и магия в современной России", что прошла 19 июня с.г.

Собственно говоря, критерий интересности \ не интересности любых конференций у меня один - физиологический. Если я с жуткого недосыпа (абсолютно неизбежного для всех мероприятий, на которые надо ехать с утра в М.) не клюю носом, а очень даже наоборот, значит, всё хорошо. По-моему, вообще единственно актуальный критерий. Носом я не клевал. Но - по порядку.

В этом году, в отличие от двух прошлых, я решил не участвовать в качестве докладчика, поскольку вообще смертельно устал быть публичной фигурой (но это неизбежно будет наверстано через год, если я еще буду находиться в этой стране и все прочие условия сохранятся, поскольку к тому времени выйдет одна моя "идейная" публикация, и можно, если не нужно, будет развить тему). И выяснилось, что, в противном случае, все еще больше выбились бы из графика, поскольку всем желающим выступить и так с трудом хватило времени, что говорит о том, что конференция год от года набирает обороты. Если так пойдет дальше, видимо, организаторам придется открытую часть Ассамблеи делать двухдневной?..

Светлана Махлина, д-р филос. наук, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского госуниверситета культуры и искусств, представила доклад "Семантика масонских символов". Перед докладом автор продемонстрировала свой собственный "Словарь по семиотике культуры", вышедший 2 года назад, весьма объемный, на 750 страниц. Обсуждался, в том числе, символ перевернутой пентаграммы, которая стала трактоваться как символ "зла" только с 19 века, а ранее, да и сейчас в большинстве случаев, это - символ нисхождения духа в материю (дискуссия об этом была более чем оживленной).

Юрий Халтурин, канд. филос.наук., представил доклад «Магия в учении московских розенкрейцеров XVIII-XIX вв.». С Юрием мы хорошо знакомы еще по позапрошлогоднему Колледжу Телема-93, где он представил тогда 3 ярких лекции по Каббале. Докладчик, в частности, напомнил, что в условиях строгой "духовной" цензуры, многим московским розенкрейцерам того периода приходилось всячески подчеркивать, что они люди православные, поэтому и магию часто трактовали в таком духе, что "Господь Бог - самый главный маг" и т.п.. Главное, чем они занимались как просветители - переводили все известные на тот момент трактаты, посвященные западному эзотеризму. Розенкрейцерство они представляли как синтез магии, алхимии и теософии (теософии, разумеется, более раннего извода, чем у Е.П. Блаватской, к теософам они относили Кунрада, Фладда, Бёме, Арнольда и т.п.).

Юрий Родиченков, канд. филос. наук, ст. преп. филиала Московского государственного университета технологий и управления в г. Вязьме. Доклад назывался «Анти-эликсир химика-скептика». Рассматривались, в основном, отличия алхимии от спагирии, которая считалась, как правило, эКзотерической дисциплиной. Кстати, для интересующихся: http://spagyria.ru

Михаил Штеренберг, канд. техн. наук, независимый исследователь говорил на тему «Роза Мира и эзотеризм». (На самом деле, как ни странно, книгу, которая вышла в рашше официально еще 20 лет назад, мало кто читал, как я лично понял еще в прошлом году, когда общался не где-нибудь, а в СПб. на околотеософские темы. И это несмотря на продолжающееся тотальное помешательство на пресловутом Серебряном веке... Даниил Андреев, как-никак, его ярчайший отголосок). Докладчик рекомендовал Розу мира как способ очень наглядного понимания того, что все те религиозные течения, которыми мы интересуемся, вписаны в контекст мировой эволюции, в ту самую Розу мира, в стремление к единству (во всех смыслах) мира. Кстати, и это упомянул докладчик, Андреев считал важным избавление русских от национальной спеси, и что только это может помочь. (Ну, добавлю, что так не только Андреев считал, всё не-быдло так считает, но оно здесь в стабильном меньшинстве.) Любопытно также выделение Андреевым двух полюсов-антиномий в этике: не любовь - ненависть (ну, это я понимаю - ненависть может быть и сакральной, например, ненависть к несвободе), а любовь - гордыня. Негативные моменты нашей инкарнации даны нам для возможности исправить собственные ошибки (да, я это помню у Андреева, но мне ближе буддийский подход, который, как всегда подчеркивал тот же Е. Торчинов, не видит в самом факте реинкарнаций вообще ничего хорошего, в отличие от теософов и нео-теософов, которые видят). Ошибки религий как таковых заключаются, как отметил докладчик, в отрицании закона эволюции, в отрицании кармы и реинкарнаций, в веками отстаивавшейся гелиоцентрической картине мира и тому подобных глупостях. Ну, а от себя добавлю, что главное зло религий даже не это. А пуританизм. Вот истинная и почти неискоренимая зараза.

Брат Марсий, глава оргкомитета Конференции, прочел доклад «12 лет Телемы и Оrdo Templi Orientis в России – итоги и перспективы». Доклад, к слову, был очень насыщенным. Мне запомнилось четкое разграничение Телемы и кроулианства, причем последнее может быть "черным" и "белым", т.е. основанным преимущественно на сведениях из бульварной прессы и буквально понимаемого стёба самого Кроули, в противовес попытке вдумчивого и критического прочтения работ Кроули. Телема как учение также имеет два аспекта, причем люди могут выбрать либо оба, либо один: это свод магических практик и \ или философско-мировоззренческая концепция (отмечу, что мне ближе второй подход, иначе я бы уже давно попросился в сам Орден). Отдельно было сказано о сотрудничестве с другими организациями, которое было и есть, но которое далеко не всегда складывается успешно, и вовсе не по вине ОТО (тут я вынужден полностью согласиться, как невольный многолетний свидетель кое-каких процессов, о которых шла речь - вины ОТО в том, и правда, нет). (Собственно, я сам всегда настаиваю на том, что все эзотерики обязаны хоть в чем-то сотрудничать друг с другом, даже если вдруг оно через-не-хочу. Иначе это подрывает сам дух эзотеризма. Но кто бросается камнями в стеклянном доме - как он может рассчитывать на то, что ему будут "подставлять другую щеку"? Извините, как говорится, не все здесь курят...)
Tags: thelema
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments