Alex Moma (alex_moma) wrote,
Alex Moma
alex_moma

О высоком.

Точнее, - О двух музеях двух «великих пролетарских государств», которые, к счастью, так и не были созданы. Любимые книжки, vol. 46.

-------
-------


Еще перед высадкой в Европе англичане и американцы создали организацию «Охрана памятников, произведений искусства и архивов». Она должна была защищать культурное наследие от разрушения и уничтожения. Союзники предложили СССР вступить в нее, но Сталин отказался – у него были другие планы. Уже в 1943 году в Москве были подготовлены списки произведений, которые советское правительство собиралось конфисковать из европейских музеев. Когда год спустя англо-американцы с запада, а советские войска с востока вступили на территорию Третьего рейха, между ними началось соревнование – кто первым найдет награбленное Гитлером. Главным призом был Гентский алтарь...

Линц, провинциальный австрийский городок на берегу Дуная, практически лишен достопримечательностей. Сейчас трудно поверить, что именно здесь неудавшийся художник и удачливый диктатор Адольф Гитлер задумал создать величайший в истории музей… Символичен был сам метод комплектования музея. Гитлер не трогал государственных собраний стран, которые он считал частью «западной цивилизации». В неприкосновенности остался Лувр. Во время своего визита в Париж, чтобы не расстраиваться, Гитлер даже не пошел его смотреть. Не собирался он переводить в Линц и коллекции Вены или Берлина. Он хотел «чистой» и «личной» победы. Львиную долю сокровищ музея в Линце составили произведения, конфискованные у «врагов нации» и «неполноценных народов», вроде славян и евреев. Но, разумеется, не искусство этих народов, которое Гитлер презирал, а собранные ими работы «истинно арийских» художников. Поэтому из всех великих музеев Европы Гитлер претендовал только на Эрмитаж… В 1945 году музейный город в Альт-Аусзее захватили американцы. Пришлось потратить десять лет, чтобы вернуть законным владельцам гитлеровские трофеи… Ирония судьбы: сейчас в Линце один из лучших в Европе музеев авангардного искусства, которое Гитлер так ненавидел…

В середине февраля 1945 года в московских учреждениях царило необычное оживление. Тысячи специалистов самых мирных профессий получили приказ срочно выехать на фронт для выполнения «специального задания в составе трофейных бригад». На Ялтинской конференции Сталин добился от Рузвельта и Черчилля признания права СССР на возмещение ущерба, причиненного войной. Не дожидаясь уточнения процедуры возмещения, хозяин Кремля сделал неожиданный ход. Он объявил любое имущество Германии и ее союзников, оказавшееся в зоне советской оккупации, трофеями. Операцией по вывозу трофеев руководил секретный Особый комитет по Германии, созданный по приказу Сталина. Во главе его стоял Георгий Маленков, восходящая звезда советской бюрократии. Армия предоставляла транспорт и трофейные батальоны. НКВД давал рабочую силу из числа военнопленных и репатриантов… В то время в СССР ничего не знали о замысле Гитлера, но создатели советского супермузея словно соревновались с «Миссией ЛИНЦ». В марте 1944 года председатель Всесоюзного комитета по делам искусств… Михаил Храпченко направил… Вячеславу Молотову детальный план. «В Москве, столице первого в мире пролетарского государства, в отличие от крупнейших буржуазных столиц, нет музея мирового искусства… Музеи стран Оси (Германии и ее союзников) полны замечательных шедевров, которые в порядке компенсации должны быть переданы Советскому Союзу. Все эти ценности должны быть сосредоточены в одном месте и могут служить превосходным памятником, посвященным славе русского оружия. Таким местом, естественно, должен стать Московский музей мирового искусства…». Музей мирового искусства должен был расположиться во Дворце Советов, который проектировал «итальянец» Иофан. Это грандиозное сооружение строилось на развалинах храма Христа Спасителя. Включение музея в комплекс дворца, призванного стать олицетворением величия идей коммунизма и достижений сталинской эпохи, придавало замыслу поистине космический масштаб. На его фоне гитлеровская «Миссия ЛИНЦ» кажется жалкой провинциальной затеей… Молотов план Грабаря-Меркурова одобрил, и в феврале 1945 года началась охота за немецкими шедеврами…

СССР так и не смог договориться с бывшими союзниками об условиях мирного договора с побежденной Германией. Страна раскололась на социалистическую ГДР и капиталистическую ФРГ. В этих условиях Сталин не рискнул открыто показать миру свою добычу. Произведения великих художников были скрыты от всего человечества, в том числе от собственного народа. Советское правительство отрицало сам факт их вывоза в СССР. Когда президент США Трумэн спросил Сталина о судьбе немецких музейных ценностей, то услышал ответ в духе восточной мудрости: «Если картины находятся в СССР, то с ними всё в порядке». В 1949 году Пушкинский музей был закрыт, и в его стенах разместилась «Выставка подарков Сталину»…, а трофейные шедевры мирового класса ютились в подвалах… В 1954 году на волне «оттепели» СССР подписал Гаагскую конвенцию «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». К этому времени американцы уже почти десять лет возвращали законным владельцам художественные ценности, найденные ими в Германии. В СССР, напротив, в полной тайне без движения находились 2,5 миллиона произведений из европейских стран. Чтобы сохранить лицо, советское правительство решило вернуть трофеи хотя бы своим союзникам – социалистическим государствам. Первой ласточкой стало возвращение ГДР в 1955 году картин Дрезденской галереи. До 1960 года в Восточную Германию отправились еще полтора миллиона произведений. Идея супермузея была похоронена окончательно. Однако до сих пор в России остается немало трофейных произведений…


Григорий Козлов. ПОКУШЕНИЕ НА ИСКУССТВО. Москва, «Слово», 2007.

Книга большая – свыше 500 страниц, в основном она повествует о подделках в искусстве, а не о похищениях. Но есть в ней и такая главка.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments