Alex Moma (alex_moma) wrote,
Alex Moma
alex_moma

Моя третья лекция в Колледже Телема-93 из цикла "Гностицизм". В посте и в комментариях.



1. Евангелие Истины как робкая попытка снятия «гностического дуализма».
2. Корпус текстов, приписываемых Иакову: Апокриф Иакова и два Откровения Иакова.
3. Тексты, испытавшие влияние платонизма: Зостриан, Марсан и Аллоген.

1. Евангелие Истины как робкая попытка снятия «гностического дуализма».
Этому тексту гностики, очевидно, придавали большое значение: в собрании Наг-Хаммади он встречается дважды: в Кодексе Юнга (первом в собрании) и в 12-м Кодексе. Текст, находившийся в 1-м Кодексе, в отличие от текста, находившегося в 12-м, неплохо сохранился (как и описанные нами в предыдущих лекциях «Апокриф Иоанна» и «Евангелие от Фомы»). Как и все тексты 1-го Кодекса, он написан на субахмимском диалекте коптского языка и, как и все дошедшие до нас тексты, он является переводом с греческого.

В чем же заключается «снятие дуализма», точнее, попытка такого снятия, наблюдаемая в тексте? Дело в том, что, как справедливо отметил его переводчик Дм. Алексеев (чей пер. мы и будем цитировать), этот трактат является, прежде всего, учением об Отце, вмещающим в себя всё, всю вселенную. На смену дуализму, наиболее четко выраженному в Апокрифе Иоанна (где фигурирует Непостижимый Бог, не имеющий прямого отношения к тварному миру, плюс Демиург – Иалдабаоф) здесь приходит некое отдаленное подобие пантеизма. Однако материальный мир, существующий в рамках этого «всего», является иллюзией, заблуждением (греч. plane, которую я в своем переводе обозначил как Ошибку), заблуждением, т.е. не обладает подлинным бытием. Но при этом материальные существа пребывают не вне Отца, а вне Гнозиса, т.е. знания об Отце. Собственно, Истину, или Знание, и призван нести людям данный текст. Точнее, его несет Спаситель, и это Знание призвано реинтегрировать нас в Плерому, а наше мнимое материальное бытие должно окончательно исчезнуть. Также в тексте содержится интересное учение о Сыне как Имени Отца, т.е., по сути дела, он проповедует единосущность Отца и Сына (причем монотеистическую, т.е. никакого Догмата о Троице и никакого «земного воплощения Сына Божия» из этого Евангелия, при всем желании, вывести было бы никак нельзя). Это Евангелие было известно уже Иринею Лионскому в конце 2-го века; он писал о нем в своем антиеретическом «труде» «Против Ересей», однако вряд ли Ириней читал сам его текст. Таким образом, перед нами интересный феномен: т.н. «гностический дуализм», содержащийся практически во всех гностических текстах, может иметь самые разные оттенки и модификации, и при этом с неизбежностью «покоиться» на монистической почве.

Текст написан в «бодром» ключе; в нем, кажется, нет той «мрачности», которой сопровождается большая часть повествования «Апокрифа Иоанна». Чисто субъективно он произвел на меня (еще в процессе моего перевода в 2003 г., позже опубликованного и на бумаге) двойственное впечатление: с одной стороны, налицо поэтика высочайшего уровня, с другой – множество стилистически очень слабых мест, в чем явно прослеживается вина того человека, который переводил его с греческого. В этой связи особенно жаль, что почти не сохранилась коптско-саидская версия текста в 12-м Кодексе, явно более грамотно переведенная.

Чтобы оценить и общий замысел трактата, и красоту его слога, возьмем, например, самое начало текста: «Евангелие Истины – это радость для тех, кто получил милость от Отца Истины, – узнать Его в силе Слова, вышедшего из полноты (т.е. в силе Откровения Плеромы – А.М.), Того, Кто в Мысли и Уме Отца, то есть Того, Кого называют Спасителем. И это (т.е. Евангелие Истины) – имя дела, которое Он сделает для возвращения тех, кто были незнающими Отца». Вполне ясно, что Слово, вышедшее из Полноты (и вошедшее в уста Иисуса) – это метафора, а не физическое воплощение. Роль Спасителя объясняется следующим образом: «Восполнив Изъян, Он разрушил (его) облик, его облик – это мир, в котором Он послужил, ибо место, в котором зависть и борьба, это изъян, место же, в котором – Единство, это полнота (т.е. Плерома). Поскольку изъян возник потому, что Отца не знали, тогда, когда Отца узнают, его уже не будет, изъяна». Текст, говоря о «середине», или месте обитания «душевных», также развенчивает ряд иллюзий относительно т.н. «психиков», спасение для которых, если верить ересеологам, весьма затруднено. Кроме того, понятие Истины, постичь которую и требуется от гностика, достаточно конкретно: «Она пришла в середину, истина, они УЗНАЛИ ее, все ее отпрыски. Они целуют Отца в истине, с силой совершенной, соединяющей их с Отцом, ведь каждый любящий истину (ибо Истина – это уста Отца, а язык Его – Дух Святой), соединившийся с Истиной, соединяется с устами Отца, посредством Его языка он получает Дух Святой. И таково явление Отца и откровение Его Своим эонам».

Любопытно, кстати, что Ошибку (или Заблуждение) в нашем тексте можно объяснить и как имеющую онтологический статус, если сравнить ее «дела» с тем, что говорилось в других гностических текстах о Падшей Софии: «Изъян вещества не возник от бесконечности Отца, приходящего дать время Изъяну, хотя никто не смог сказать, что он придет так, Нетленный. Но она умножилась, глубина Отца, и она не была с ним, мысль заблуждения, дело слабости, которое легко исправить обретением пришедшего к Тому, Кто возвратит его, ибо возвращение называют покаянием». А вот что сказано о тех, кто познал Истину (интересно, кстати, что «ад», или копт. Amente, описывается как продолжение тленного бытия во всех его видах): «Таков образ имеющих свыше (вспомним новозаветных «рожденных свыше» - А.М.), от Величия неизмеримого, ожидающих Одного единственного и совершенного, Того, Кто для них. И они не нисходят в ад, и нет там ни ревности, ни воздыхания, ни смерти нет среди них, но они покоятся в покоящемся, не трудясь, и они не вращаются вокруг истины, но сами они – истина. И пребывает в них Отец, и они в Отце, совершенные, нераздельные в истинном благе, не лишая никого ни в чем, но давая покой, освежая духом… Таково место блаженных, таково их место».

Tags: gnosticism
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments