Alex Moma (alex_moma) wrote,
Alex Moma
alex_moma

ЖЖотголосок очной дискусии...

К тому, что принято называть "христианским учением" (в том виде, в каком оно победило на исторической арене) даже во внецерковном (а в "чисто библейском") его аспекте я лично не испытываю симпатий, и по сию пору считаю, что ортодоксальное христианство (во всех его конфессиональных разновидностях) нанесло европейской цивилизации огромный, непоправимый вред. И ведь продолжает наносить... Но это мое частное мнение ((т.е. без каких-либо покушений на чью-то свободу совести в широком сысле и свободу вероисповеданий - в узком)). И я уж не говорю о том, какой огромный вред оно нанесло и продолжает наносить тому христианству, которое задумывалось в 1 веке e.v. его основателями...

Тогда почему я постоянно "распинаюсь в уважении" к нашим православным катакомбникам и к некоторым "ихним" протестантам (либеральным, разумеется, а не нео-фофудье всякого рода)? Во-первых, потому, что в рамках этой унылой религиозной реальности (эхх.. и хде вы, шестидесятые-семидесятые с их духом свободы и синкретизма?..) они делают полезное дело: как принято говорить, оттягивают на себя электорат, ортодоксальный электорат, и оттягивают, очевидно, с каждым годом всё сильнее. А оклахомские баптисты до того олиберастились (уважаю, блять!), что дают по воскресеньям у себя в молельном доме приют (бесплатный!) местной ecclesia gnostica (бедной деньгами; Оклахома вообще штат небогатый). Во-вторых, применительно к российским реалиям, катакомбников уважаю вовсе не "за веру", а за то, что не продают свою веру, не торгуют собой: знать не хотят РПЦ, например, открыто объявляя ее слугой ВЧК-НКВД-КГБ и ажно Сатаны (каковой она и является независимо от того, существует ли аццкий сотона объективно). За что уважаю, например, российских католиков? За то, что не прогнулись: Лубянка их чморила как могла в начале путинского правления, высылала священников, отбирала визы... А они в гробу всё видали: присылали новых, продолжали миссионерскую деятельность. Ужели за это нельзя уважать? За любой подрыв говнорашкинского конформизма (даже в таких мелочах, как отказ "вместе со всеми" - а на деле лишь вместе с 3 из 15 православных автокефалий - праздновать Рождество 7-ГО ЯНВАРЯ) - респект и уважуха. Это если очень коротко.

Кроме того, было бы крайним упрощением думать, что тот негатив, который я озвучил здесь, в первом абзаце, относится лишь (или по преимуществу) к деятельности пресловутой Инквизиции (по сей день юридически не упраздненной, кстати). Отнюдь. Не хотите же вы меня на голубом глазу убедить в том, что демократическое устройство современного Запада (да уже и Востока в значительной степени) - заслуга Церкви или даже просто Христианства? Наоборот, помеха. И по сей день львиная доля что-то кому-то запретить и попыток отобрать бабки у человека "не при делах" исходит именно от этих институций. Например, в Швеции "десятина" была отменена лишь в 1996 (!) году как ОБЩЕобязательная даже для не-лютеран. А клерикализм? А Госстатус религий в Англии, той же Швеции и ряде других стран? Как это сочетается с принципами современной демократии? А изучение в обязательном порядке религиозных дисциплин в ряде европейских стран? Если бы то было светское религиоведение - базару бы не было... А пуританизм? А постоянное покушение на свободу слова, все эти гнилые базары об "оскорблении веры"? Это ведь не только российская беда... Если что-то христианское и повлияло позитивно на европейскую историю, так это Эпоха Возрождения (вполне христианского, в целом) и РАННЕЕ лютеранство. Совсем раннее. НО: длилось всё это недолго... войны... контрреформации... ужос нах.

На европейскую цивилизацию, на мой взгляд, позитивно повлияло вовсе не христианство (даже гностическое - оно НЕ УСПЕЛО вообще ни на что там повлиять, по большому счету), а Римское право и античная теория и практика полисной демократии. При всех их, как говорится, отдельных недостатках. Ну и античная культура в целом, в коей было в разы больше толерастии, чем даже в раннехристиаснкий период. Европа развивается ВОПРЕКИ религиозному прессингу. Т.е. развитие как вольная или невольная оппозиция ему. Так было в "темные века", так и сейчас.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments