Alex Moma (alex_moma) wrote,
Alex Moma
alex_moma

Пофантазируем о воли случая в истории вообще и в истории религий в частности.

Историческое поражение гностического христианства оказалось возможным лишь потому, что римляне оказались неблагодарными козлами, выпиздевшими взашей Маркиона в 145 году и фактически ограбившими его. А если бы они оказались - всего-навсего - порядочными людьми? "Маркионитский" христианский канон утвердился бы, вслед за Римом, и в остальном мире (ибо Рим был законодателем моды), и мы имели бы по сей день КАНОН "христианского откровения" (маркионовский), возможно, еще и с Ин., а также христианскую ФИЛОСОФИЮ самого разного толка - с сохранившимися, а не уничтоженными подчистую, как в итоге вышло, трудами Василида, Валентина, Карпократа, Вардесания, Николая и ряда других авторов. При этом то, что мы сейчас знаем как "гностическую философию" парадоксальным образом существовало бы в сильно усеченном виде - например, без Пистис Софии уж совершенно точно, потому что этого текста не возникло бы без НАВЯЗАННОГО к концу 3-го века влияния Ветхого и Нового заветов, ибо сюжет его так или иначе завязан на прямом цитировании обеих этих частей Библии. Ну и хрен с ним, зато история пошла бы по другой стезе - без инквизиций, многовекового мракобесия и т.п. Да, а манихейство всё равно было бы, конечно, потому что "классическое" гностическое христианство не имело бы шансов дойти аж до Китая, а вот манихейское - дошло. Проповедь Мани ведь и была заточена на максимальный охват совершенно различных по культурному бэкграунду территорий. И осуществила его.
Tags: gnosticism
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author