Alex Moma (alex_moma) wrote,
Alex Moma
alex_moma

По следам предыдущего поста...

Завтра в 14-30 на Радио Свобода - аналитический репортаж о тяжелейшем положении "гностической секты мандеев" в Ираке. Это будет повтор сегодняшнего, только что закончившегося эфира в рамках программы "Американский Час".

В Москве "Свободу" можно слушать на УКВ 68,3 МГц и на средних волнах 1044 кГц, а также на сайте http://svobodanews.ru в прямом эфире. В Петербурге - на УКВ 71,24 МГц (средневолновое вещание отсутствует). Позже, дня через 2-3, на сайте должен быть выложен текст эфира. Если его выложат (что, увы, не всегда бывает) - я помещу ссылку здесь же, в апдейте, а также в нашем блоге http://community.livejournal.com/ru_radioliberty .

Тема тяжелая, но - чистого вам эфира, дамы и господа!
А.М.

UPD 8 июня. Текст эфира выложен на сайте "Свободы". Вот он:


Александр Генис: Война в Ираке обернулась страшными потрясениями для жителей этой страны. Данные о потерях среди местного населения сильно разнятся. Более точная статистика беженцев утверждает, что Ирак покинули два миллиона человек, столько же «перемещенных лиц» внутри страны. Среди многочисленных жертв террора в Ираке есть одна уникальная религиозная группа, исчезновение которой будет непоправимой утратой для всей нашей истории.

Об этом я попросил рассказать слушателям «Американского часа» Владимира Гандельсмана.

Владимир Гандельсман: Саша, читая статью, о которой пойдет речь в сегодняшней передаче, я подумал: мир определенно сошел с ума. Я не отделяю себя от этого мира, тем более что соображение мое элементарное, и каждый второй мирянин иногда подумывает о том же. Ну, более конкретно. Я произношу слово «Ирак». Каковы Ваши ассоциации?

Александр Генис: Война, нефть, песок, жара...

Владимир Гандельсман: Естественно, у меня тоже были бы такие же. Мы, «читатели газетных тонн», волей-неволей переселяемся не в мир мысли, а в мир злобы дня (и слово «злоба» здесь имеет свое прямое значение), в мир политики и экономики, а значит, по сути, в мир кровавой распри. При том, что героями этого мира в современности стали «чиновники», отнюдь не Наполеоны или Черчилли. Но ведь мысль о мире – и есть сам мир, - эту очевидную вещь проговаривает в недавнем интервью философ Карен Свасьян. – И продолжает: «Экологи призывают спасать природу от загрязнения веществами. Но спасать ее следует, прежде всего, от загрязнения мыслями».

Александр Генис: Спасем?

Владимир Гандельсман: Давайте попробуем. Статья под названием «Мандеи» дает возможность это сделать. Хотя бы на несколько минут нашего разговора. Это майская статья журнала «Harper's magazine», рассказывающая о единственной сохранившейся до наших дней гностической секте.

Александр Генис : Короткая справка: по определению Википедии название секты – мандеи - происходит от арамейского manda — «знание», то есть то же, что и gnosis; таким образом, слово «мандеи» означает «гностики».

Владимир Гандельсман: А её адепты проживают на территории Ирака, точнее на ирано-иракской границе. Вот вам и ассоциация со словом «Ирак». Или «Иран». Кому она придет сегодня в голову? А между тем, это очень значительное явление мировой культуры. Мандеи старше ислама; никто толком не знает, сколько им лет. Кто-то считает, что они евреи-еретики. Иногда их называют «назореями» — они сами так называют только лиц, отличающихся особенным благочестием.

Они считают своим основателем и пророком Иоанна Крестителя и отрицательно относятся к христианскому учению. Главная черта религии - поклонение звездам. Почти все их праздники проходят при свете звезд, который они называют «первоначальным светом, древним светом, самим божеством». Совершая молитвы, мандеи обращают лицо к Полярной звезде. Вот как описывает их обряд американский миссионер:

Диктор: «К полуночи звездопоклонники, мужчины и женщины, медленно направляются к берегам реки, к только что отстроенному здесь храму. Они поочередно входят в крохотную плетеную лачужку с южной стороны храма, над водоемом одеваются в белые священные одеяния, направляются к открытому месту перед храмом и садятся здесь на землю, приветствуя присутствующих словами: «Будь благословен!», им отвечают: «Благословение живущего над тобой!»».

Владимир Гандельсман: Мы оказываемся в сакральном мире, с его обрядами, священством, книгами и так далее. Эти полуночники ждут выхода главных духовных лиц. И вот они появляются.

Диктор: «Шествие движется между рядами молящихся. Жрецы, стоящие у входа в храм, отодвигают дверную завесу, и процессия входит внутрь. Священную книгу «Гинза» кладут на алтарь. Первосвященник берет у дьякона живого голубя и, протянув руки по направлению к Полярной звезде, отпускает его со словами: «Во имя живущего, да будет благословен первоначальный свет, древний свет, самосотворившееся божество!».

Владимир Гандельсман: Есть в этих словах высокая поэзия и величие. А главное – нам передается ощущение осмысленности происходящего. Здесь все имеет значение, и хотя мы, современные люди, зачастую его не улавливаем, но, не понимая каких-то конкретных вещей, все-таки воспринимаем цельность предстающего действа.

Александр Генис: В этой вере там много причудливого. Если они отрицают христианство, то почему они почитают Марию?

Владимир Гандельсман: Да, например, каждый год они устраивают церемонию в честь египтян, которые утонули в Красном море, когда преследовали Моисея. Они говорят, что египтяне были мандеями. Они, кстати, говорят, что и Сократ был мандей. Что касается Марии, то легенда такова: еврейская дочь Вавилонского царя бежала из дома и вошла в Мандейский храм. Там она заснула, а когда проснулась – была мандейкой. Затем она превратилась в виноградную лозу, и ее плодами были драгоценные камни и жемчуга. Затем она стала жрицей и проповедовала рыбам и птицам, которые восторженно ее слушали. Но затем она зачала от демона зла и родила Иисуса, который по рождению был мандей, крещенный Иоанном, но после предал веру и стал псевдопророком, распространяя ложь и грех по всему миру. При этом крещение занимает центральное место в культе мандеев.

Александр Генис: Да, это звучит экзотичнее, чем «Код да Винчи».

Владимир Гандельсман: Конечно! Другой центральный ритуал – поминовение мертвых, с чтениями из «Гинзы». Религиозная доктрина мандеев изложена в «Великой Книге», называемой также «Сокровище» или «Гинза». Книга эта состоит из двух частей, именуемых «левой» и «правой». «Правая» часть — «Ямина» — предназначена для живых, а «левая» — «Смала» — для мёртвых. «Великая Книга» представляет собой собрание текстов разных авторов.

Александр Генис: И все-таки, хотелось бы во всей этой причудливой картине отыскать рациональное зерно. Что мандеи думают о мире, о жизни, о смерти?

Владимир Гандельсман: Стоит сказать, что причудливость идет, вероятно, от их географической и социальной отдаленности от эллинистического влияния. Разнообразие их воззрений не связывалось заботой о логичности и системности. Учение мандеев сводится к концепции единого Божества, дифференцированного в ряде эонов.

Человеческие души, имеющие божественную природу, пленены косной материей. Для их освобождения небесные эоны вселяются в избранных праведников, из которых наиболее почитаемы мандеями Сиф (поздний сын Адама) и Иоанн Креститель. Иоанн установил обряд крещения как символ очищения душ в небесном Иордане.

Александр Генис: Знаете, Володя, пока мы говорим на все эти диковинные темы, мне пришло в голову, что все это слегка напоминает те «сказки для гностиков», которые Владимир Сорокин изложил в своей трилогии льда. Впрочем, он и раньше увлекался гностицизмом.

Владимир Гандельсман: Может быть, я, к сожалению, не читал. Вернемся лучше к мандеям и их вере. Если сказать коротко и внятно: есть Иная Жизнь, или Бог, или Верховное Существо, к которому человек, претерпевая земные страдания, должен вернуться. «Другая жизнь и берег дальний». Понятие иной Жизни является одним из самых впечатляющих слов-символов, с которыми мы сталкиваемся в гностической речи, и оно является новым и в общей истории человеческой речи. У него есть эквиваленты во всей гностической литературе, например, в представлениях о «другом Боге», или просто «Ином», «Неведомом», «Неименуемом», «Скрытом»; к ним относится и «неведомый Отец» многих христианско-гностических произведений. Его философским двойником служит «абсолютно запредельное» неоплатонической мысли. Вот туда, к истине, скрытой и непостижимой, устремлены души этих людей.

Александр Генис: Как же удается современным гностикам уживаться с окружающим миром? Ведь они живут в землях, раскаленных не только солнцем, но и «злобой дня»?

Владимир Гандельсман: А я не случайно начал разговор с этой самой «злобы». Этих совершенно мирных людей попросту истребляют. Или пытаются обратить в другую веру, а это равносильно истреблению. Они живут между молотом и наковальней. Исламские экстремисты собираются вытеснить их религию из Ирака убийствами, насилием и принудительным обращением в ислам. Мандейская религия запрещает мандеям ношение оружия, запрещено вообще любое проявление насилия, и это делает их особенно уязвимыми. Большинство выселены из Ирака, где их насчитывалось около 60 тысяч. Сейчас осталось около 5000. Они переселяются в Сирию и Иорданию и живут там на правах беженцев. Но и там не могут чувствовать себя в безопасности. При этом, как говорят сами мандеи, на убежище в странах Запада им тоже рассчитывать не приходится. На сегодняшний день в мире осталось только пять мандейских епископов. Один из них, Ганзевра Саттар, утверждает, что последователи мандеизма являются объектами геноцида, и что у них теперь есть два пути – либо отречение от религии, либо смерть. «Некоторые считают нас не народом Писания, а неверными. А это значит, что нас можно убивать». По его мнению, в светском государстве мандеи, среди которых есть инженеры, врачи, ювелиры, были бы преуспевающими людьми. Однако в Ираке, где царит беззаконие и религиозный фундаментализм, со временем они все могут быть истреблены, опасается епископ. Поэтому он просит страны Запада принять мандеев на правах беженцев. Так современный мир распоряжается многовековой культурой, не понимая, что в ее сохранении – залог его существования.

Не зря в «Псаломе Души» - а у мандеев поразительная литература – есть такие слова:

«Дорога, которой мы должны пройти, длинна и бесконечна!

Как широки пределы этих миров тьмы!

Однажды заблудившись в лабиринте зла,
Несчастная [Душа] не находит дороги назад...
Она ищет спасения из мучительного хаоса
И не знает, как пройти через это".

http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/06/05/20070605181738880.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments